Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация для родителей


Тема: «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью»



Воспитатель младшей группы Челпановская Олеся Анатольевна




Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

До 3-летнего возраста ребёнок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте, малыш испытывает определённые психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребёнок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем-то плохим, неприятным, а слово «здоровый» с чем-то радостным, хорошим.

Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребёнка образно-словестных ассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущениями нездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью (осмотр врача, инъекции, прививки и т.д.), с одной стороны, и словами, которые сопровождают эти ощущения. Например, каждый из взрослых видел детей, которые от одного слова «врач» (укол», «таблетки») впадают в панику, испытывают страх, который можно сравнить со страхом перед большой опасностью. Очень часто взрослые, пытаясь помочь ребёнку, подготовить его к той или иной процедуре своими жестами, мимикой ещё больше пугают ребёнка, а это в конечном итоге приводит к тому, что незначительное болевое ощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.



Большую роль играют оценки взрослых. Ребёнок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливая ребёнка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этом случае формируется неправильное отношение к здоровью. Взрослые должны помнить, что ребёнок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Во взаимодействии ребёнка с взрослым главным персонажем является игрушка (кукла, мишка зайка и т. д.).

Следуя правилам игры, ребёнок должен помогать игрушке осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать. Подобный приём можно использовать для подготовки ребёнка к определённым неприятным процедурам (прививкам, санации полости рта и др.) Формирование у ребёнка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычки - это поведение, образ действий, ставшие в жизни обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыка (это усвоенный, доведённый до автоматизма способ действия). Например, если ребёнок научился хорошо кататься на коньках, лыжах, то он с удовольствием будет проводить на них свой досуг.

Очень важно чтобы привычки формировались вовремя. С. Я. Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Так, в возрасте 3-4лет ребёнок умеет не только сам раздеваться, но и должен уметь аккуратно складывать свои вещи, ставить на место свою обувь. В 7-9 лет ребёнок, независимо от пола, после еды обязан вымыть посуду, убрать со стола, это действие должно стать привычным. Привычка формируется тогда, когда возникает новый вид деятельности, появляются новые вещи, новые обязанности. Поэтому родители с особым вниманием должны относиться к тем действиям, которые встречаются в жизни ребёнка впервые. Когда родители будут учить своего ребёнка одеваться и раздеваться, то обязательно должны проследить и за тем, чтобы формировалась привычка класть вещи на место. Обучая мыть руки и чистить зубы, следует обратить внимание на то, чтобы формировалась привычка мыть руки перед едой и после посещения туалета, умываться и чистить зубы утром и вечером. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнять. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребёнку.

Подводя итог сказанному, подчеркнём, что для формирования положительных привычек особенно большое значение имеет похвала взрослого, первые положительные результаты. От родителей потребуется терпение и выдержка, они должны будут повседневно помогать своему ребёнку.

Значение привычки в воспитании детей отмечалось в пословицах, передавалось из поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом», «Привычку—не рукавичку, не повесишь на спичку».

Итак, предлагаю рекомендации для родителей:

1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;

2. Формируйте у ребёнка положительное отношение к физическому Я;

3. Ваше отношение к здоровью влияет на отношение к здоровью у ребёнка; 4. Способы прямого воздействия на ребёнка дошкольного возраста не дают эффекта, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры; 5. Формированию у детей навыков безопасного поведения способствуют

воспитание положительных привычек;

6. Помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание;

7. Наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.