Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам.
  • Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ?

Порой интересно узнать, какими темпами и как развивается твой ребенок. Оказывается, вопросы, которые задают дети, о многом свидетельствуют. Если ребенок не задает обычные для своего возраста вопросы или вообще не задает вопросов, родителям стоит задуматься. Но сначала давайте выясним, в каком возрасте, и какие именно вопросы должны задавать дети.

Какие вопросы задают дети?

Однажды известного ученого и мудреца Авиценну спросили: « Вы так много умеете и знаете. Вероятно, в детские годы вы были лучшим среди ровесников?» «О, вовсе нет, — ответил Авиценна, — вокруг меня были ученики намного умнее и успешнее меня. Но я был лучшим из тех, кто задавал вопросы!»

Как выяснили психологи, существует зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может, должен и в самом деле задает, если его интеллектуальное развитие идет в ногу с его ростом. Навыки и умения, приобретенные детьми, это часто результат активности и внимательности родителей, которые сумели научить, привить, показать. А вот на вопросы, которые задают дети, родители повлиять не могут. Вопросы – это результат собственной активности головного мозга малыша. Научить задавать вопросы и делать это правильно – очень сложно. Ведь малыш сам выбирает вопрос, сам строит фразу, сам выдает «запрос» на интересующую его информацию, сам таким образом стимулирует и направляет свое умственное развитие.

Кто? Что? — вопросы

В 10-18 месяцев малыши активно начинают интересоваться ответами на вопросы «Кто это?» или «Что это?». Да, многие дети в этом возрасте и говорить-то не умеют, но для того, чтобы задать вопрос, речь не обязательна. Достаточно просто указать пальчиком! Но при своей безмолвности такой вопрос очень сильно развивает словарный запас ребенка. То, что малыш еще не говорит, не означает ведь, что он не понимает. Моему старшему сыну Эмилю достаточно продолжительное время для полноценного общения хватало звука «Эээ» и движения указательным пальцем. Не игнорируйте первые вопросы своего ребенка, отвечайте «по теме» и развернуто.

Где? Когда? – вопросы

Эти вопросы появляются сразу один за одним или даже одновременно ближе к концу второго года жизни ребенка. Сначала детские вопросы касаются только близких и членов семьи, а потом переходят и на игрушки и неодушевленные предметы. Вопросы абсолютно логичны и последовательны, ведь живые существа отличаются способность постоянно перемещаться, то исчезая из вида, то вновь появляясь. Поэтому круг вопросов «Где папа?», «Когда придет бабушка?», «Где котик»? постоянно растет. Одно время мой сын Эмиль всех входящих в дом встречал одним и тем же вопросом «Ты где был?» и, получав ответ, оставался совершенно удовлетворенным.

Как? – вопросы

Вопрос «как?» в лексиконе ребенка свидетельствует о его необходимости узнавать и переосмысливать огромное количество информации. 2,5-3-летнего карапуза интересует буквально все. Как открыть коробочку? Как вылепить улитку? Как построить дорогу? Как залезть на горку? Как открыть дверь ключом?..

Зачем? Почему? – вопросы

В начале четвертого года появляются «объяснительные» вопросы. Рот у маленького почемучки не закрывается ни на секунду и так и сыплет вопросам по самым разным тематикам. Кстати, отвечать на эти еще не заданные вопросы заранее не имеет смысла. Мозг малыша занят пока что другими вопросами и «досрочно разъясненную» информацию просто не усвоит. Но когда вопрос оформился в слова и задан – вот тогда будьте добры, объясните подробно!

Ребенок не задает вопросов

Что делать, если ребенок не задает правильные соответствующие его возрасту вопросы? Уговорить или научить их задавать вы не сможете. Можно научить рисовать, лепить из пластилина или строить домик, но как потренироваться в задавании вопросов?
Выход психологи предлагают только один. Если ребенок не задает вопросы, то нужно это делать за него и самому на свои же вопросы отвечать.
— Что это? – Это машина.
— Как построить домик? – Поставить кубики друг на друга.
— Когда вернется папа? – Когда маленькая стрелка на часах будет здесь.
— Почему растаял снег? – Потому что пришла весна, и стало тепло.
— Почему промокли ножки? – Потому что ты наступил в лужу.

Дети – большие любители подражать. Есть хороший шанс, что ребенок последует вашему примеру и начнет-таки задавать правильные вопросы. Сначала, возможно, механически, а потом и осознанно, задействуя необходимые структуры мозга. Ведь вопросы подразумевают ответы и получение той информации, которая нужна. А без новых знаний нет движения вперед.

Интересных вопросов вам, дорогие родители!

Подготовила воспитатель Селиванова Н.П.